Московский кинофестиваль можно считать открытым

Московский кинофестиваль можно считать открытым

Церемония открытия 29-го Московского Международного кинофестиваля прошла 21 июня в киноконцертном зале "Пушкинский".

Очередной ММКФ, который за первые полдня своей работы до открытия уже дал понять, что проблем с организацией мероприятий у него не убавилось, все же провел открытие на привычном уровне.

Это означает, что площадь вокруг кинотеатра "Пушкинский", как обычно, расчистили от всех, кто не имел особого приглашения. После этого по красной дорожке прошли "звезды", которых снимали фотографы и которым хлопали два ряда массовки из приблизительно тридцати человек. Кроме звезд были еще и крупные режиссеры, международно известные продюсеры и актеры, но их не фотографировали и не особенно им хлопали, потому что они, по причине проживания за границей, не бывают на московских тусовках и светских обозревателей мало интересуют.

Зато в итоге пришлось сгонять журналистов в партер "Пушкинского", чтобы показать всей стране, как много людей пришло на открытие. Об этом нужно упомянуть, потому что прессе перед открытием было сказано, что дальше вестибюля кинотеатра ее не пустят, а после начала церемонии вовсе выгонят из "Пушкинского" — чтобы не мешать "VIP фестивалить". Видимо, организаторы считают, что ММКФ проводится для телезрителей, хотя из-за этого церемонии открытия и закрытия очень напоминают съемки фильма, куда посторонним вход воспрещен.

На церемонии открытия было объявлено, что этот ММКФ пройдет под знаком фильма Михаила Калатозова "Летят журавли", снятого пятьдесят лет назад. Режиссер Эмир Кустурица, который не раз заявлял о своей связи с русским кинематографом и посвятивший фильм открытия ММКФ "Завет" "Земле" Александра Довженко, вручил приз "За вклад в мировой кинематограф" Алексею Баталову и Татьяне Самойловой, сыгравшим в картине главные роли. Баталов с горечью сказал, что впервые в жизни каннского лауреата "Летят журавли" на родине чествуют так, как ему подобает, и что "это очень по-русски — сначала засунуть фильм в..." — тут Баталов сделал красноречивый жест, — "а много лет спустя извлечь его оттуда, чтобы бриллиант мог засверкать по-настоящему".

А "Завет" Кустрицы, показанный на открытии, продолжает ту же линию, которая началась у режиссера несколько лет назад в фильме "Черная кошка, белый кот". Если человек, ужаснувшись тому, что он видит вокруг себя в жестоком мире, зажмурит глаза, то открыв их, он увидит все катастрофы реальности сквозь пелену солнечных зайчиков. Таков ушедший от сурового реализма с проблесками надежды в ранних фильмах Кустурица, убежденный в необходимости терапевтической функции кинематографа.

"Завет" — это наказ, с которым дед отправляет внука из села в город, где тот должен продать корову, купить икону св. Николая и какой-нибудь сувенир на свой вкус, а также найти себе невесту. "Маленького человека" Кустурицы унижают, оскорбляют продажные политики, распоясавшиеся мафиози, уличные хулиганы. Его обманывают, обкрадывают, избивают. Но за все беды мира Кустурица вознаграждает своих героев взаимной любовью, которая помогает им проходить весь свой экранный путь до самой надписи "хэппи энд" в конце. При этом в фильме нашли место и политический сарказм Кустурицы, и его тяга к опрощению, ради которого он построил себе деревню в Сербии. И его озабоченность проблемой распада семьи в Европе — судьба экранного героя вкупе с церковной атрибутикой намекая на идеи в позднеантичном Православии о том, что семью для ее целостности нужно создавать как можно раньше.

"Завет" с его невероятным оптимизмом и при этом ужасающими реалиями, с которыми современный человек вынужден преодолевать ежедневно, задает очень высокую планку программе XXIX ММКФ. Сможет ли он ее преодолеть, покажут ближайшие десять дней.





Хостинг от uCoz