Мультфильм-оскароносец "Старик и море" впервые в Москве

В 2003 году московский кинозритель наконец-то увидит легендарный мультфильм ярославского аниматора Александра Петрова "Старик и море" на широком экране. Дело в том, что мультфильм создавался в Канаде по технологии IMAX и специально для кинотеатров IMAX. Эта технология, разработанная группой канадских кинорежиссеров в 1967 году, использует самый большой размер кадра за всю историю коммерческого кино — его площадь превышает формат 35 мм в десять раз. Фильмы в IMAX демонстрируются на гигантских экранах, достигающих высоты семиэтажного дома. Несмотря на то, что такие кинотеатры действуют практически во всех странах Европы и Америки, в России первый IMAX откроется только в январе 2003.
В 2000 году этот полнометражный широкоформатный мультфильм по одноименной повести Эрнеста Хемингуэя получил высшую награду Американской киноакадемии "Оскар" и собрал множество призов на фестивалях и конкурсах в Японии, Франции, Португалии, а также России. С того момента говорить об упадке отечественной мультипликации стало как-то неприлично. Однако до сих пор россияне не имели возможности по достоинству оценить уникальную технику этой работы — пальцевую живопись на стекле, которая создает удивительно чувственное пространство живого экрана, в котором одушевлено все — от деталей до фона.
На 35-милиметровой пленке существует всего три копии этого изумительного фильма, сделанных продюсерами по просьбе Петрова специально для фестивальных показов. Работа над "Стариком и морем" шла в течение двух лет, и порой за месяц создавалась всего лишь одна минута экранного времени. После королевской премьеры фильма в Лондоне принц Чарльз прислал Петрову в Ярославль восторженное письмо.
В версии Александра Петрова история борьбы человека за свою жизнь и судьбу, лежащая в основе книги Хемингуэя, отступает перед эффектом погружения зрителя в живое и реальное пространство кино. "Мне кажется, что в моем фильме особенно удались пейзажи. Я по отзывам критиков, понял, что история борьбы человека за свою судьбу ушла на второй план, а остался завораживающий мир, который действует даже сильнее, чем характер, чем история. Мне это приятно, так как я пытался сделать создать нечто интересное, сделать убедительное, живое море. Есть хорошие портреты, как мне кажется, есть очень удачные сцены диалогов. Но мне очень нравится одна из сцен, ночной эпизод, когда два рыбака — старик и мальчик — ночью или рано-рано утром с горы спускаются к морю. Мы попробовали сделать один эксперимент, который был вызовом тому стандартному впечатлению, которое производит IMAX: специально сделали кадр максимально пустой, в то время как IMAX делает всегда очень заполненные кадры с эффектными ракурсами, с большим количеством деталей. Мы попробовали включить интригу с маленьким кусочком света от фонаря, который спускается по черному полю экрана. Это оказываются два рыбака, которые идут к морю, и луч фонаря время от времени выхватывает какие-то фрагменты пейзажа, этой тропинки, деревьев вокруг нее. Этот фонарик — пятнышко жизни — потом вливается в озеро из таких же фонариков, таких же огоньков, которые двигаются под звездным небом, скопище живых звезд".
"Когда вы будете смотреть мой фильм в IMAX, вы увидите, что водопад становится реальной мощной силой, или просто можно закрыть глаза, и почувствовать, что мимо птица пролетела. Очень мощно", — предупреждает Петров. Известно, что за повесть "Старик и море" Хемингуэй тоже получил премию — Нобелевскую. Однако Петров не видит в этом никакой закономерности и собирается приехать на российскую премьеру собственной картины из Ярославля в Москву. "Открытие IMAX в Москве — это для меня это очень приятная новость и очень важное событие. Это единственная возможность показать фильм не только качественно, но и во всей красе — на большом экране. Когда я получил "Оскар" я расстроился, что у меня нет возможности показать в России фильм "Старик и море" в таком стандарте. Сейчас у меня наконец есть шанс, что мой фильм увидят в России. Это здорово", — заявил он в своем интервью.





Хостинг от uCoz