Юбилей Фассбиндера

Юбилей Фассбиндера

До 6 июня в Париже, в Центре Помпиду можно будет увидеть ретроспективу режиссера, которого французы считают одним из важнейших имен в истории кино. Парижская "молодежная революция" 1968 года сыграла большую роль в судьбе и творчестве Райнера Вернера Фассбиндера. Аналогичная ретроспектива пройдет на немецком канале ARD. Вчера, 31 мая, ему исполнилось бы 60 лет.

Райнер Вернер прожил всего 37, однако за 13 лет работы в театре, кино и на телевидении успел снять более 40 кинофильмов и поставил примерно столько же театральных спектаклей и телесериалов. Его стереотипным ответом на вопрос об усталости было: "Высплюсь, когда похоронят". В одном 1969 году он сделал десять работ, среди них — такая классика, как "Любовь холоднее, чем смерть" /Liebe ist kalter als der Tod/ (1969) и "Катцельмахер" /Katzelmacher/ (1969). При этом он сам писал к ним сценарии и снимался, как актер. Культовая американская эссеистка и публицистка Сьюзен Зонтаг назвала Фассбиндера "самым уникальным талантом XX столетия".

Многие коллеги, от Ханны Шигуллы до Харка Бема, считают его уникальную работоспособность "бегством от собственных страхов". У Фассбиндера не было никакого барьера между собственными комплексами и творческим процессом. Благодаря этому он легко переосмыслял классическую литературу ("Эффи Брист" /Effi Briest/ (1974), "Берлин, Александерплатц" /"Berlin Alexanderplatz"/ (1980)), легко справлялся с любым жанром, от политической сатиры до народной мелодрамы ("Третье поколение" /Dritte Generation, Die/ (1979), "Страх съедает душу" /Angst vor der Angst/ (1975)), а также сумел осмыслить всю немецкую историю послевоенных лет ("Лили Марлен" /Lili Marleen/ (1981), "Замужество Марии Браун" /Ehe der Maria Braun, Die/ (1979), "Тоска Вероники Фосс" /Sehnsucht der Veronika Voss, Die/ (1982)). В этой истории единственной движущей силой оказалась одинокая белая женщина, взявшая на себя и "экономическое чудо", и "политическую стабилизацию". Вероятно, большую роль здесь сыграл образ матери режиссера, вырастившей его в одиночку и затем иногда снимавшейся в его фильмах под псевдонимом Лило Пемпайт.

При этом сам творец ретроспекций был гомосексуалистом, что наиболее полно выразилось в экранизации Жана Жене "Керель" /Querelle/ (1982), последнем фильме Фассбиндера. Он умер от передозировки то ли наркотиков, то ли снотворного, то ли спиртного, то ли просто от инфаркта.





Хостинг от uCoz