Понять Россию умом

Понять Россию умом

С 1 по 6 октября в Екатеринбурге пройдет XVIII открытый фестиваль документального кино "Россия". Жюри фестиваля возглавит известный драматург Юрий Клепиков. Среди более чем тридцати фильмов, участвующих в конкурсе, — новые работы таких известных режиссеров, как Владимир Эйснер, Александр Гутман, Сергей Мирошниченко, Сергей Лозница, Сергей Головецкий, Янина Лапинскайте. Плюс ленты молодых документалистов. Некоторых из молодых, например Павла Костомарова и Антуана Каттина, представлять уже не нужно. Их предыдущие работы, "Мирная жизнь" и "Трансформатор", стали фестивальными хитами и привлекли внимание киноманов.

Кстати, о киноманах... Еще недавно, в 1990-е, казалось, что территория документального кино сжимается подобно шагреневой коже под напором телевидения и Интернета с его радостями виртуального интерактива. Тогда фестиваль "Россия" выглядел последним островком спасения для Робинзонов-документалистов. Сегодня опыт этих чудаков становится все более востребованным. Причина очевидна. Теперь телезритель все чаще испытывает неуютное чувство лоха, которому методично и грамотно впаривают то товары и услуги, то единственно правильного кандидата, то национальную идею. Даже самые недогадливые чуют подвох. Понятно, что у зрителя возникают те же желания, что у мухи, попавшей в паутину. Вырваться можно лишь одним способом — не отказываться от информации, а развивать привычку ее критического восприятия. Тут-то островок документального кино как нельзя более кстати оказывается. Территория его не поглощена массмедийной империей, поэтому и выглядит симпатично.

На этой территории можно спокойно, без шуму и пыли, как говаривал один известный герой, попробовать рассмотреть реальность непредвзято. И вообще — разобраться со всякими мифологиями (хоть народов мира, хоть нашего двора) и приемами манипуляции зрительским сознанием. Благо документальное кино предлагает нам не только социальный или исторический документ, но часто еще и метод познания. Поэтому логично, что традиционная антология документального кино ХХ века (ими фестиваль в Екатеринбурге славится) в этом году посвящена как раз науке и драме познания мира. История о том, как энтузиазм по поводу мощи разума и технического прогресса сменился разочарованием, скепсисом и страхом перед техногенными катастрофами, будет явлена на экране. В фильмах, снятых начиная с 1930-х и кончая 2006 годом. Завершит ретроспективу картина "Узелки на память" Николая Воронова — о ленинском плане монументальной пропаганды и о том, что из него вышло. Интересное кино получается. Оно, конечно, может, и не для всех. Но для людей с головой — точно.

Жанна Васильева, "Итоги"





Хостинг от uCoz