Сценаристы, вперед!

Психология, как известно, знает два типа стимулов: отрицательные и положительные — кнут и пряник. Пряник: "Будешь хорошо учиться — куплю мобильный". Кнут: "Будешь плохо учиться — выдеру". Отечественные политические партии (не считая КПСС, которая в свое время действовала кнутом и пряником одновременно) до сих пор употребляли по отношению к кинематографу чисто негативное стимулирование: протестовали против отдельных фильмов (ЛДПР), требовали цензуры (КПРФ) и т.д. Союз правых сил стал первым политическим субъектом, который решил действовать с помощью пряника и объявил конкурс сценариев, "пропагандирующих либеральные ценности" под девизом "Нормальная жизнь в нормальной стране" по четырем разрядам:

  • Сценарий полнометражного игрового фильма на современную тему;
  • Синопсис (развернутая заявка) полнометражного игрового фильма на современную тему;
  • Сценарная разработка игрового телесериала на современную тему, включающая сценарии;
  • Синопсис игрового телесериала, включающая развитие сюжета и характеров основных персонажей.

Общий призовой фонд — 100 000 долларов, всего запланировано 13 премий, причем за первые премии в категориях "лучший сценарий фильма" и "лучший сценарий телесериала" составляют 20 000 долларов; вторые — 15 000, третьи — 10 000. Синопсисы оцениваются в 5000, 3000 и 2000. Тексты ждут по адресу Васильевская 13, где располагается СК России.
Председателем жюри от имени СПС будет Егор Гайдар, а председателем оргкомитета — главный редактор "Искусства кино" Даниил Дондурей. Министерство культуры обещало профинансировать постановку фильма, а РТР — постановку сериала по сценариям, получившим первые премии в своих номинациях. Еще два спецприза по 10 000 долларов учредили компания "КС Продакшн" и объединение предпринимателей "Клуб 2015".
По мнению г-на Дондурея, нынешний российский кинематограф, уже более десяти лет представленный самому себе, сеет в основном отрицательные ценности — неверие в человека, разочарование в будущем, нелюбовь к другим народам ("Брат-2") и т.д. Государство же, поручив распределение бюджетных денег на кино самим творческим работникам, самоустранилось и создало порочный круг воспрозводства "чернухи". По мысли своих инициаторов, конкурс СПС дает кинематографистам возможность выйти из этого замкнутого цикла.
Жанр и тема не ограничены, а список подлежащих защите (от коммунистов?) либеральных ценностей включает целых девять пунктов: свободу личности, чувство ответственности, национально-культурно-конфессионально-политическое равноправие, активную жизненную позицию в устройстве своей судьбы и жизни страны, патриотизм без ксенофобии, интерес к своей и другой истории и культуре, утверждение любви, дружбы, семьи, красоты, доброты, мужества, самоотверженности, бескорыстия (?) и помощи ближнему, экологическое сознание, вера в победу добра и возможность счастья.
Не совсем ясно, следует ли в одном сценарии охранять все ценности сразу или можно ограничиться одной, скажем, защищать устройство своей судьбы, соединенное с невмешательством в жизнь страны, или отстаивать любовь к красоте, не соединенную с патриофилией и патриофобией. И совсем неясно, какое место в этом ценностном раскладе занимают эстетические достоинства сценария. Когда при советской власти проводились идеологические конкурсы, скажем, на патриотическую тему, то малохудожественному, но плакатно-патриотическому произведению обычно отдавалось предпочтение перед художественным, где любовь к своей стране не сопровождалась разрыванием рубашки на груди. Условно говоря, "Андрей Рублев" не имел бы никаких шансов выиграть у "Феликса Дзержинского". Остается надеяться, что у жюри конкурса хватит здравого смысла поставить эстетику впереди идеологии, даже либеральной.
Говорят, что дурной пример заразителен. Если это верно, то какой именно пример подал СПС, мы узнаем в случае появления или не появления у него последователей среди других политических партий. КПРФ могла бы простимулировать кинопропаганду ценностей тоталитаризма, аграрники — заказать десяток блокбастеров о колхозном рае, а ЛДПР — поощрить киноэпопею о мытье русских ног в Индийском океане. Правда, не факт, что российские кинематографисты на эти приманки откликнутся.





Хостинг от uCoz