Человек-паук против России


Голливуд вытаскивает на свет самого умелого суперагента
В США решено возобновить франшизу о суперагенте Джеке Райане. Компания Paramount Pictures ведет переговоры с режиссером Сэмом Рейми о съемках эпизодов о молодости Райана и его первых приключениях. Таким образом, Голливуд вытаскивает из закромов родины главного врага СССР, чьим «литературным отцом» был человек, приближенный к военной элите Америки. А съемки фильмов, судя по всему, доверят модному режиссеру, прославившемуся кровавыми ужастиками типа «Зловещие мертвецы» и «Затащи меня в ад», а также бессмертным «Человеком-пауком».

Мировая шоу-индустрия о суперагентах за многолетнюю историю своего существования создала несколько культовых имен. Какие-то из них остались лишь в литературе, какие-то оказались перенесены на киноэкран, а кто-то сразу родился в кино. Самое известное имя – это, конечно, Джеймс Бонд, изысканный и жизнелюбивый шпион, который благородно предан Ее Величеству британской королеве. Романы о Бонде Яна Флеминга отлично легли на пленку, и сегодня бондиана – гигантская и богатая эпопея. Все остальные агенты так или иначе пытались претендовать на звание «антитезы Бонду». Один из конкурентов Бонда – это Джейсон Борн, простой парень в дешевых джинсах, возлюбленный всего одной девушки, к тому же работающий против своих спецслужб. Менее известная, но очень талантливая серия – фильмы о британском агенте Генри Палмере (Майкл Кейн), завербованном в разведку против собственного желания и убеждающемся, что на самом деле в шпионаже нет ничего красивого, одна грязь и бюрократизм («Досье Ипкресс», «Похороны в Берлине», «Мозг ценой в миллиард долларов»). Есть также Итан Хант («Миссия невыполнима») &8209 в его истории нет ни вменяемого сюжета, ни идеологии, одни лишь небывалые трюки, да Том Круз в главной роли, ради которого, кажется, сериал и затевался. Есть даже «социалистический ответ Джеймсу Бонду» &8209 болгарский агент Аввакум Захов, оставшийся, правда, лишь на страницах книг.

Даже на фоне столь разных персонажей Джек Райан держится особняком. Фильмы о нем были более чем успешными в коммерческом смысле. Например, «Охота за Красным Октябрем» собрала в прокате почти 200 млн долларов, что для 1990 года – очень хорошая сумма. Картина, между прочим, получила три номинации на британскую премию БАФТА и одну статуэтку «Оскар». «Игры патриотов», вышедшие в 1992 году, собрали около 190 млн, «Прямая и явная угроза» 1994 года – 207 млн. Наконец «Цена страха», снятая после довольно большого перерыва, в 2002-м, была по сравнению с другими сериями средненькой, собрала в прокате тоже около 200 млн, но бюджет составлял почти половину этой суммы. С одной стороны, причина падения коммерческого интереса проста: снимаемый без всякой особой регулярности, сериал о Райане никогда не имел качественного промоушена и конкретного лица самого героя. В первом фильме его сыграл Алек Болдуин, в двух последующих – Харрисон Форд, в последнем – Бен Аффлек. Суперагент при таком раскладе вызывал ассоциации не с Джеймсом Бондом, а с его меняющимися в каждой серии девушками.

Другая причина: агент Райан всегда был немножечко «для своих». Связано это с его «литературным отцом». Писатель Том Клэнси, придумавший Райана и участвовавший в работе над сценариями всех фильмах о нем, имеет две биографии – официальную и неофициальную. Официально он – бывший страховой агент, увлекавшийся историей войны и добившийся успеха на писательском поприще. Он всегда насыщал свои романы техническими подробностями о различных видах оружия, родах войск и т.д. И в результате фактически изобрел новый жанр &8209 технотриллер. А затем Клэнси ударился в написание компьютерных игр и даже создал несколько всемирно известных: Rainbow Six, Ghost Recon, Splinter Cell. Скоро должны также выйти End War и Air Combat. Все это, разумеется, в ущерб писательству – считается, что под маркой «Том Клэнси» уже давно работают «литературные негры». Относительно неофициальной части его жизни известно, что он тесно связан с военными кругами США (потому в его книгах всегда есть честные военные, которым постоянно вставляют палки в колеса интриганы-политиканы). Когда в 1968 году недалеко от Азорских островов затонула американская подлодка «Скорпион», Клэнси предположил, что причина гибели субмарины в ее собственной, случайно выпущенной и развернувшейся торпеде, и вскоре его мнение подтвердили выводы спецкомиссии. Клэнси читает лекции в ЦРУ, близок к некоторым военным группировкам в элите американских спецслужб. Например, писал предисловие к книге друга Альберта Гора, консультанта Командования сил спецопераций США Джона Александера, а также поддерживает отношения с уже бывшим директором национальной разведки США Джоном Негропонте. Российские патриотические круги считают Клэнси вторым после Збигнева Бжезинского врагом России и певцом нового мирового порядка. В общем, в его романах всегда можно читать между строк, разыскивая в них отголоски реальных событий в мире работников плаща и кинжала, скрытые от глаз обывателя.

При таком раскладе, конечно, можно считать новый интерес Голливуда к Джеку Райану свидетельством начала новой холодной войны с Россией, тем более что за дело возьмется режиссер, известный своим умением снимать истории о борьбе хороших парней с плохими (даже с мертвыми). Но может быть, все гораздо проще. Тема шпионажа и суперагентов всегда в моде, а раз так, то почему бы не вспомнить и о Джеке Райане и, сделав наконец качественный промоушен, заработать на нем сотню-другую миллионов долларов.





Хостинг от uCoz