Восставший из Ада. История классики киноужасов

Три слова, заставляющих трепетать сердца многих любителей; веха в жанре; объект настоящего культа; произведение, которое для некоторых ассоциируется со смыслом понятия: «фильм ужасов».

А вы помните? Красивая, но зловещая музыкальная шкатулка Лемаршана. Цепи, с крюками на конце, свисающие с потолка. Закованные в кожаные доспехи демоны-сенобиты, являющие собой ярчайший пример эстетики изувеченного тела и получение удовольствия от саморазрушения и самоистязания. Одни зовут их ангелами, другие – демонами, они приходят, когда их вызывают, и дарят немыслимые удовольствия… с их точки зрения! Эпос в восьми частях, заставивший дрожать одних, разочаровавший других. Ярчайший пример киносериала, поднявшегося до уровня фильмов ужасов высочайшей пробы и скатившегося в канву второсортных ужастиков «только для упертых фанов».

Для меня эта история началась в самом начале 90-х (или конце 80-х, точно не помню), когда в видеосалоне показывали вторую часть фильма. Первая, показанная год назад, пользовалась большим успехом у завсегдатаев салона, так что, народу было – яблоку негде упасть! Их впечатления я не помню, зато помню свои. Фильм меня впечатлил! Никогда, до этого я не видел столь откровенного и изощренного кровопролития, сдобренного вполне приличными спецэффектами. Спустя несколько лет, достал обе части (тогда их было еще две) на видео, с плохим качеством, и с испанским(!) дубляжем (слава богу, перевод все же был русский). Понял не полностью, но все равно понравилось. Уже потом была книга Баркера, третья часть и многочисленные продолжения. А как было у вас? Нравиться, не нравиться? Читали ли книгу (которая, к слову, сильно отличается от фильма)?

А вот краткий перечень всех фильмов, с небольшим резюме:

«Восставший из Ада»
«Любопытство до добра не доводит! или – «Это я, дядя Фрэнк! Иди к папочке!»

Все его и так хорошо знают. Добрый дядюшка Фрэнк открывает, купленную где-то на Горбушке, шкатулку-головоломку, и милые сенобиты разрезают его на много-много лоскутков для бескозырок. В дом, где творилась эта вакханалия, переезжает брат Фрэнка с женой Джулией и молодой дочуркой Керсти. Случайно пролитая кровь воскрешает Фрэнка (крайне урезанную версию), и теперь ему, чтобы снова нарастить плоть, кожу и волосяной покров, срочно требуется еще кровь. Желательно человеческая! Ее поставкой, начинает заниматься Джулия, в прошлом, любовница Фрэнка, заманивая в дом мужчин, и убивая их (используя большой и злой молоток). Керсти случайно становится свидетельницей одного из убийств, и сбегает, прихватив с собой, нагло спертую у дяди шкатулку. Отдыхая в местной психушке, девушка, играясь с собой, случайно открывает шкатулку, и сильно удивляется, когда на смену мигающему свету и дымящимся стенам, в стене появляется проход, ведущий в лабиринты к Диабло (игра ложь, да в ней намек!). Из портала материализуются странные изувеченные создания – сенобиты, стрелки Ада (охраняют там закон и порядок). Сунув в рот девушке свои немытые пальцы, демоны объясняют девушке, что она открыла двери в Преисподнюю, и теперь, на правах незаконной иммигрантки, имеет право быть подверженной немыслимым пыткам и медленной мучительной смерти. Керсти удается договориться: она приводит чудищ к сбежавшему из под их носа Фрэнку, а они, в свою очередь, оставляют ее в живых.
Клайв Баркер лично поставил этот фильм, экранизировав свою собственную книгу. Фильм стал культовым, приучив зрителя к жуткой эстетике изувеченного тела и прелести лицезреть человека, разрываемого цепями. Некоторые моменты завораживают даже сейчас. Увы, повторить успех своего режиссерского дебюта, Баркеру не удалось, его последующие фильмы были много хуже. Спецэффекты, грим, музыка – все смотрится на уровне, даже сейчас, - фильм стал нетленной классикой жанра ужасов.

«Восставший из Ада 2. Адская тварь/Сошествие в Ад» (Hellbound).
«Я рекомендую ампутацию!» (д. Ченард).

Спустя несколько лет, люди отважились таки снять продолжение. Смелости им было не занимать!
После резни в доме своего отца, Керсти попадает в психиатрическую клинику доктора Ченарда, которого сильно заинтересовала история девушки. Заполучив матрас, на котором умерла Джулия, доктор воскрешает ее, и заключает сделку: он скармливает ей своих пациентов (дабы она снова смогла обрести плоть), а она, взамен, дает ему экскурсию по Аду (чудаковатый доктор, правда?). Естественно, Керсти узнает об этом, и спускается в Ад следом, надеясь отыскать там своего отца (который, вроде как, к ней взывает). Нагулявшись по Аду, и став свидетельницей поединка Джулии и Фрэнка, Керсти набредает на знакомых сенобитов. Ей вновь удается спасти свою душу (ух, уж эти женщины!), заставив демонов вспомнить свою человеческую суть. А в это время, добрый доктор Ченард, пройдя через садомазохистскую гастроскопию, становиться новым существом, и вновь принимается за своих пациентов, да еще вызывает сенобитов на смертный бой. Врата в Ад, открываются все шире и шире…
Продолжение получилось, менее завораживающим, но куда более кровавым и изощренным. Фантазия создателей фильма, не устает впечатлять меня даже сейчас, - грим просто на высоте! Смотреть полную версию фильма рекомендую только людям, которым не становиться плохо, при виде опасной бритвы в руках психа, которому кажется, что в его плоти копошатся черви! Хорошее, доброе кино!

«Восставший из Ада 3. Ад на земле» (Hell on Earth).
«Возьми человеческое тело, и отрежь все лишнее! Супер-вечеринка в клубе»

Купив на барахолке странную скульптуру, владелец ночного клуба Джей Пи Монро, и не подозревал, что, сначала, скульптура скушает его любовницу, а потом, из нее вылезет башка Иглоголового сенобита, требуя новой крови и предлагая сделку. А тем временем, в руки молодой журналистки попадает странная музыкальная шкатулка… И практически сразу же, с нею связывается таинственный призрак, умоляющий ее спасти мир от… себя самого, в образе сенобита. О как!
Самая коммерческая (не люблю я слово «попсовая»!) часть эпопеи. Много жертв, много сенобитов, много взрывов, мало ужаса, много цепей, Керсти в эпизоде, Главный демон в главной роли. Неподражаемый англичанин Даг Бредли (кстати, закадычный друг Клайва Баркера), оттянулся в этом фильме на славу: его Иглоголовый (Pinhead) стал, фактически, главным героем повествования. Надоело демону исполнять свой долг, вот он и решил взять отгул, и шумно погудеть на Земле. Несмотря на то, что Той Самой Атмосферы, стало меньше, смотрится все равно неплохо. Рассчитан на самую широкую аудиторию (был даже снят клип, на песню группы Motorhead), не слишком страшный и (увы) совершенно не давящий. Холодящий сердце гурман страданий, сенобит, превратился в пафосного демона, глумящегося над священниками и плодящий взрывы. Ну а главные герои, даже в момент наивысшего ужаса, не упускают случая пустить парочку острот.
Интересный факт: музыка в третьей части фильма, исполнялась не абы кем, а Филармоническим Оркестром Мосфильма (!) под руководством прославленного Сергея Скрипки! Запись и сведение осуществлялось в Москве. Так что можно сказать, что россияне также внесли свою (пусть скромную) лепту в создание цикла.

«Восставший из Ада 4. Кровное родство» (Bloodlines).
«Семейная вендетта: от Парижа до космоса. Не щадим даже роботов!»

Отдаленное будущее. Группа спецназовцев отправляется на орбитальную станцию, украденную ее создателем. Тот огорошивает их, заявляя, что теперь им всем хана: по станции гуляют демоны! Он де, оказывается последний выходец древнего рода, создателя некой шкатулки, и вся станция – большая мышеловка для демонов. С милой девушкой, узник делиться интереснейшей историей своего рода. А началось вся эта дребедень, когда мастеру игрушек Лемаршану, один таинственный дворянин дал весьма специфический заказ…
Три истории, злой демон Анжелика, собака сенобитов, эксперимент по сращиванию разделенных братьев-близнецов, малое количество крови, Та Самая Атмосфера, одним словом: «Чародеи» по-американски.
Любят создатели фильмов ужасов, закидывать легендарных монстров в космос – просто хлебом не корми! И Зубастики там побывали, и Лепрекон, и даже Джейсон Вурхиз из «Пятницы 13-го». Вот и Иглоголовому повезло. На самом деле, последний залп Клайва Баркера, под лейблом «Восставший из ада», хоть и был принят неоднозначно, очень даже недурен. Не очень, конечно, страшно, зато это снова те самые «Восставшие». Главный сенобит (обломавшись в предыдущей части) превратился в скучающего философа, появилась, сомнительного вида красотка, эпоха летит за эпохой…. Крови и демонов стало меньше, но качество (и того и другого) все же выросло. Сюжет довольно любопытен, снято тоже – ничего. Эстетика увечий исчезла как факт. Многим понравилось, многим нет. Но все равно – не есть чужеродный организм! На очереди в космонавты, Майкл Майерз, Чаки (он теперь семьянин) и Крюгер (…и сниться нам не грохот космодрома…. )!

«Восставший из Ада 5. Поиски Ада» (Hellseeker).
«Если все жизнь гадить самому себе, после смерти ничего хорошего не жди!»

Этот фильм удивил всех, кто его смотрел. Неприятно удивил. За исключением Главного сенобита, в нем нет ничего, что напоминало бы о том, что ты смотришь «Восставшего из Ада».
История о том, как один детектив (не то чтобы очень плохой, но и не очень хороший) расследует дело с похищением мальчика. Виновник похищения – некий Инженер, которого все бояться, и который мочит всех налево и направо. С каждой новой жертвой, маньяк оставляет отрубленный детский палец. Ах да, есть еще странная шкатулка, но это так, - почти не причем. Героя все сильнее и сильнее одолевают глюки, а трупов вокруг все больше и больше.
Сразу видно, режиссер (или сценарист) читал книгу Баркера. Сразу видно, старались сделать интересное кино. Сразу видно – попытка не удалась. Крейг Шеффер (он играет главную роль) старается изо всех сил, грим тоже вроде ничего, но…не то. Нет ни музыки, ни атмосферы, ни, собственно, ужаса. Фильм не пугает, хотя и интригует. Иглоголовый появляется минуты на три, не больше, да и это, лишь ложка меда в бочке дегтя. В сущности, фильм вполне ничего, но только без контекста. В контексте – неудачный эксперимент, совершенно лишенный обаяния предыдущих частей. Но смотреть можно, хотя бы ради концовки.

«Восставший из Ада 6. Ад» (Inferno)
«Это не наша собака. Это наркоманская! Ничего…. Вообще ничего!»

Если, посмотрев предыдущую часть, вы скажите, что, мол, фильм – полное дерьмо, но погодите! Вы еще не видели ЭТО произведение наркотического бреда! Пятая часть просто рулит!
После гибели жены Керсти в автокатастрофе, безутешного Майкла (по моему, его звали так) начинает мучить мигрень и жуткие головные боли и галлюцинации. То он занимается сексом с соседкой, то за ним кто-то следит, то его неожиданно начинает тошнить большими слизнями, воспоминания и реальность перекручиваются в замысловатые узоры, подобным тем, что исписана таинственная шкатулка, подаренная женой. Тело Керсти исчезает из морга, начинают умирать его знакомые, он сам становиться подозреваемым, а сюжета все нет и нет…
Режиссер Рик Бота провел серьезную работу по испоганиванию всего хорошего, что было в сериале. Тут вам и отвратительная игра актеров, и посредственный грим, и невнятный сюжет. Присутствие Эшли Лоуренс (Керсти) фильм не спасает, как и пятиминутная роль Бредли/Пинхэда. Единственное в чем Бота преуспел, так это создание своей собственной атмосферы, правда, совершенно чуждой ВиА. Ну и конечно, ему удалось искусно заморочить мозги несчастным зрителям – к середине фильма, крыша едет не только у главгероя, но и у зрителя, который совершенно перестает соображать, где кончаются воспоминания и начинаются галлюцинации. За это – браво! Ну и конечно, концовка, в лучших традициях предыдущей части. Она откровенно порадовала. В общем, если вы уж совсем убитый фанат ВиА (как я) – смотрите (ох, не говорите, что я вас не предупреждал!), если нет – вы ничего не потеряете, если не посмотрите.

«Восставший из Ада 7. Мертвейшие/Принимающие смерть» (Deader) «Европейские каникулы или Опасайтесь сект!»

Вы все еще верите в ВиА? Тогда мы идем к вам!
Положа руку на сердце – уже лучше. Почти пятая часть. Режиссер – снова Рик Бота. Но уже завязавший с наркотой, и устыдившийся предыдущего творения.
Симпатишная героиня-журналистка Эмми Кляйн, привыкла залезать в самое пекло, лишь бы получить статью. Как то раз, шеф показал ей, присланную из Румынии, видеозапись, где лидер секты «Мертвейшие» оживляет покойных членов (секты). Героиня отправляется в Бухарест, дабы разобраться. А дальше, по накатанной схеме: шкатулка, загадка, сенобит, цепи, трупы, трупы, трупы, галлюцинации… Снова (уже в третий раз) история человека, окунувшегося в Ад. Ведь Ад – это не каменные лабиринты, как в первых двух частях, - это дебри человеческого разума, в котором скрываются монстры пострашнее сенобитов. Временами скучно, временами – просто здорово. Героиня, большую часть фильма бегает с кровоточащей дырой в груди, обильно заливая все красным. Но смерти нет, есть глюки. Слава Боту, не такие грузящие как в предыдущей части. Иглоголового по традиции очень мало, и он снова в образе холодного, делового профессионала (« - Кто я, что я – вас не касается! Я не убийца»). Вообщем, как и в предыдущих двух фильмах. Откровенно жалко героиню (ее играет Кэрри Вюрер (Скользящие, Атака пауков)) – лишь жертва в хитро поставленной ловушке, тем более, фильм во многом спасает ее (актрисы) игра. Местами даже становиться жутковато, чувствуется, что режиссер хотел оправдать чаяния фанов. Сцена с разрыванием цепями очередного потомка Лемаршана, - просто бальзам на сердце! Некоторые сцены (сцена с трупаком в сортире, в туалете и расчленненкой вагоне метро) – именно то, чего мы так ждали. Но постоянные флэшбеки, тупое развитие сюжета, отвратная концовка, и общая убогость – не поднимают фильм выше планки фильмов категории Б. Увы! Да, Бредли великолепен (как всегда), да – авторы опять не догадались включить в фильм Ту Самую Музыку, но все же… более менее. Но не совсем то. А может совсем не то. Если смотрели предыдущую часть – смотреть, однозначно! Вас уже больше ничто не проймет! Если не смотрели – будьте крайне осторожны, не стоит слишком громко материться. Кстати, впервые, Бухарест показан, как модная европейская столица, а не как мрачный город, где обитают клыкастые потомки Дракулы.

«Восставший из Ада 8. Адский мир» (Hellworld).
«Последний гвоздь, или: Эту песню не, задушишь не убьешь!»

Нисколько не уважаемый, в помойку провожаемый Рик Бота, все же очень старался убить все хорошее в культовом хоррор-сериале. Для фильмов, некогда прославленной серии, он старательно подбирал наиболее шизофренические сценарии, максимально убогих композиторов и актеров. Но все же, находились люди, которым нравились его «творения». Нашлись и те, кому пришелся по вкусу, совершенно шизоидный (в прямом смысле этого слова) фильм. Но вбить последний гвоздь в крышку гроба с надписью «Hellraiser», ему все же удалось! С чем мы его и поздравляем!
Группа подростков (в кино – подростки – это такие дылды, которые старательно изображают, что им еще лет восемнадцать, и они ну почти не пьют, нюхают и развратничают) – фанатов сериала «Восставший из Ада», пытаются придти в себя после жуткого самоубийства одного из них. Перед смертью, паренек уверял, что компьютерная онлайн-игра «Hellworld», открывает двери в Преисподнею. Трагическая кончина слишком увлеченного геймера, рушит их дружбу и разделяет их на два года.
Встретившись вновь, они выигрывают приглашения на закрытую вечеринку поклонников «Hellraiser», где и надеются, наконец, забыть прошлое и повеселиться от души. Организует вечеринку, главный создатель злополучной игры. Его, кстати, играет уже легендарный Лэнс Хенрискон. Попав в шикарный особняк, забитый пьяной молодежью, ребята встречаются и с гостеприимным хозяином. Тот уверяет, что особняк этот принадлежал ранее самому ЛеМаршану, и что сенобиты из кино – имеют вполне реальные прототипы.
Ну а дальше – по накатанной схеме Бота. Героев начинают мучить галлюцинации, от секса их отрывают в самый неподходящий момент, одного за другим, они начинают погибать…. Все как обычно! С тем лишь исключением, что товарищ Пинхед, самолично расправляется с детишками, не забывая, при этом, испускать пафосные и загадочные фразы. А главная героиня, натыкаясь на трупы своих друзей, начинает потихоньку понимать, что, мол, в доме неладное творится….
Фильм снимался одновременно с седьмой частью (и шестой), так что живописно-мерзковатые ландшафты Румынии узнать несложно. Спецэффекты на минимуме, да и не особо страшно. Даже крови не так много, как в предыдущем фильме. Честно говоря, скучноватый получился у Бота опус – слишком уж мало событий происходит на экране. Ни атмосферы, ни «изюминки». Одной актерской игры Хэнриксона не хватит, чтобы держать зрителя у экрана.
Единственное, что у Бота удалось – неожиданная развязка. И удивляет, и настраивает на хороший лад. Итог – не будь сенобитов – нормальный дешевенький триллер, а так – ни рыба, ни мясо. Но посмотреть стоит – вдруг понравиться?
Пока что, на этом все. Если конечно, кто-нибудь не отважиться возродить культовый сериал о цепях, крючьях и человеческих страданиях.

Самаэль Грей





Хостинг от uCoz