Полет над таинственным островом. Российская Киноакадемия восстановила здравый смысл

"Мы всегда жили в ощущении, что надо страдать, преодолевать, бороться за всё и со всем. У нас до сих пор лицемерно ругают деньги – при этом к ним жутко привержены. Даже возникло новое расхожее выражение, я его постоянно слышу по телевизору: удачи вам! Мы что, охотники, грибники, игроки, пираты? Почему мы должны жить в ожидании удачи?" (Павел Лунгин)

"Остров" Павла Лунгина стал абсолютным триумфатором церемонии награждения главной кинематографической премией России. Шесть "Золотых орлов" вручили создателям картины члены отечественной Национальной академии кинематографических искусств и наук, в очередной раз невольно подтвердив, что руководители российского кинематографа в основном являются обычными чиновниками с типичным отсутствием элементарного здравого смысла.

Нет, с картиной Лунгина все понятно. Это действительно один из самых сильных фильмов прошедшего года, который не только прочно занял давно пустующую нишу камерного драматического кино, но и продемонстрировал неплохие финансовые результаты. Естественный в своем истовстве Мамонов, трогательный Сухоруков, неожиданный Дюжев и с трудом узнаваемый сам Лунгин, в один миг отказавшийся от постмодернизма в пользу притчи о поисках Бога.

Безусловно, фактическое содержание и драматургия фильма может вызывать известные нарекания. Да, не могло быть никакого действующего на крайнем севере монастыря с чудотворными старцами в лучшие годы советской власти. Да, сюжет страдает чрезмерной детективностью, и довольно банальная развязка добавляет ненужного колорита в выдержанное в холодных тонах повествование. Но дело здесь не в исторической адекватности и даже не отдельных режиссерских решениях.

Лунгин представил нам совсем иной тип самоидентификации главных героев, настолько далекий от встречающейся нам в привычной практичной действительности, что это внезапно заставило многих из нас перестать жевать поп-корн. Не всех, конечно, но многих. И "Остров" "пошел", да так, что будучи показан уже после проката по одному из центральных телеканалов, отстал по рейтингу лишь от новогоднего обращения президента России.

Поэтому отечественная киноакадемия лишь зафиксировала несколько очевидных фактов: лучшая главная мужская роль - Петр Мамонов, лучшая мужская роль второго плана - Виктор Сухоруков, лучший сценарист - Дмитрий Соболев, лучший оператор - Андрей Жегалов, (не доживший несколько дней до церемонии), и лучший режиссер - Павел Лунгин. Ну, и конечно, "Золотой орел" как лучшей картине 2006 года.

Странность в другом. Национальная киноакадемия России выбирает лучшим фильмом года "Остров" - решение, как уже говорилось, предсказуемое задолго до финального голосования. А ранее другая ответственная структура - национальный оскаровский комитет, куда входят и некоторые академики, отправляет бороться за Оскар фильм 2005 года - "9 роту", которая благополучно проваливается еще на ранних стадиях отбора за океаном. И это при том, что "Остров" входил в шорт-лист вероятных участников оскаровской "гонки"

Понять логику отечественных руководителей киноиндустрии непросто, вероятнее всего, даже сами они не смогут аргументировано объяснить этот казус. Конечно, можно рассуждать о том, что две эти организации настолько независимы друг от друга и от всевозможных "вертикалей", что их мнение может настолько не совпадать, но, положа руку на сердце, нетрудно оценить объективность такого аргумента. Однако в данном случае это и не особенно интересно. Гораздо важнее то, что была восстановлена справедливость, пусть и с потерей некоторых перспектив.

Надо сказать, что в целом выбор лауреатов "Золотых орлов" не вызывает никаких нареканий. Совершенно заслуженно получила награду Анна Михалкова за лучшую женскую роль в фильме "Связь", не менее убедительна победа Инны Чуриковой, сыгравшей в телесериале "В круге первом", и Олега Янковского, снявшегося в "Докторе Живаго", который в свою очередь был признан лучшим сериалом. Кроме этого, были отмечены художник-постановщик сериала Виктор Юшин и композитор Эдуард Артемьев. Чулпан Хаматова удостоилась награды за лучшую женскую роль второго плана в фильме "Многоточие".

Режиссер Екатерина Михайлова получила "Золотого орла" за лучший анимационный фильм - "Капитанская дочка", который, к сожалению, прошел по стране с куда меньшей помпой, чем очередное псевдоисторическое творение "Князь Владимир". Ну, а лучшим зарубежным фильмом в российском прокате признана картина испанского режиссера Педро Альмодовара "Возвращение". Это, пожалуй, единственный выбор, с которым можно поспорить.

Почетный "Золотой орел" с формулировкой "за выдающийся вклад в развитие мирового кинематографа" был присужден режиссеру Роману Полански, которого, как утверждают участники церемонии, Никита Михалков вынес на сцену на руках.

Теперь киноакадемикам осталось сделать только нормальный сайт в интернете, где хотя бы будет указана структура организации, претендующей на право выдавать главную кинопремию страны, и где список победителей будет доступен, не дай Бог, не в режиме "онлайн", а хотя бы на следующий день.

Ибо неумение или нежелание за четыре года своего существования обеспечить достойную информационную поддержку своей деятельности не свидетельствует в пользу статуса самой организации. В нашей стране и так достаточно таинственных кинематографических структур, которые учреждают свои премии, проводят помпезные награждения, выбирают "нужных" претендентов на международные награды, но оказывают ускользающе малое влияние на судьбу российского кинематографа в целом.

Григорий Злов





Хостинг от uCoz